Bel-cable.ru

Блог инженера Электрика
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клеммы АКБ; виды и особенности

Клеммы АКБ — виды и особенности

Двигатель – «сердце» автомобиля, электропроводка – «нервная система». Чтобы она нормально работала, ей требуется бесперебойное питание, за что отвечает аккумулятор. АКБ с проводкой контактирует посредством таких важных элементов как клеммы. Аккумуляторная батарея не только дает энергию автомобилю, но также накапливает и сохраняет ее. Соответственно, у клемм еще одна задача – сделать так, чтобы аккумулятор и генератор, вырабатывающий электрическую энергию, нормально взаимодействовали. Деталь хоть и мелкая, но от ее состояния зависит работоспособность не только батареи, но и всего автомобиля. Рассмотрим виды клеммы аккумулятора и их особенности.

Клеммы АКБ

Клеммы АКБ нужны, чтобы соединить его с проводкой.

Причины разрушения и ослабления клемм аккумулятора

Клеммы выполняются из мягких металлических сплавов или чистых металлов меди, алюминия, свинца, латуни. Изделия полно облекают контакты, но при каждом снятии аккумулятора быстро разрабатываются гнезда, появляются трещины, забивается резьба. Контакт с каждым разом хуже затягивается, сила зажима пропадает. Иногда появляется трещина или узел распадается.

Если использовать слишком сильную затяжку, можно разорвать даже новую петлю. Но если контакт слабоват, во время движения еще ослабнет, начнется искрение и нагрев, ведущие к деформации.

Если в аккумуляторе происходит вскипание банок, или образовалась трещина около штыря, кислые аэрозоли осаждаются на поверхности клеммы в виде зеленого или белесого осадка, разрушая структуру металла. Поэтому и рекомендуется систематически убирать налет щеткой, нейтрализуя остатки содовым раствором. Последствия эксплуатации авто с неисправной клеммой:

  • Аккумулятор быстро разряжается при простое. Плохо срабатывает стартер.
  • Окисление контактной пары приводит к сложностям пополнения заряда в период движения.
  • Увеличение нагрузки на высоковольтные провода.
  • Скачки напряжения во время пуска могут вывести из строя бортовую систему авто.

Как заменить клемму, если проблема случилась? Нужно подобрать новый компонент. Важно чтобы при полной затяжке клеммы на штыре оставался зазор 3-5 мм. Диаметр отверстия под высоковольтный провод должен соответствовать сечению кабеля. Если в системе используется мощная акустика, должно быть дополнительное место для крепления проводов. Защитный кожух для плюсовой клеммой прикроет контакт от внешних загрязнений.

Треснула клемма АКБ

Клемма нагревается. Причины и последствия

Токопроводящим элементам сети свойственна повышенная (отличная от окружающей среды) температура. Законы Ома и сохранения энергии работают здесь на все 100%. Увеличение сопротивления — главная причина того, что греется минусовая клемма. Поводом к этому служат—слабый контакт, а также наличие:

  • Окислов между электродами аккумулятора и клеммами проводов;
  • Воздушной прослойки;
  • Заниженного сечения токоотводящих элементов цепи.
Читайте так же:
Выключатель электромагнитного клапана прицепа камаз

Как выглядит сульфатация клемм

Как известно, внутри батареи происходит реакция электролиза, где роль проводника играет очень агрессивная среда — серная кислота и дистиллят. Клемма аккумулятора, покрытая белым налетом (двуокисью свинца), — первый признак того, что соединение подвергается контакту непосредственно с электролитом или с его парами. Еще одной причиной того, что греются клеммы на проводах и самом аккумуляторе может служить долгая работа стартера. При заводке мотора пусковой ток часто превышает значения 150 и даже 200 ампер, а это — в состоянии нагреть довольно толстый провод и расплавить любую изоляцию.

В качестве дополнительной меры борьбы с пусковым током — вообще и с тем, что греется клемма — в частности — может быть замена минусового провода на аналогичный, но большего сечения.

Устраняем окисление

Основными материалами клемм токоотводящих проводов от электродов плюс и минус на автомобильных аккумуляторах являются активные металлы: свинец, латунь или медь. Именно поэтому — их взаимодействие с кислородом воздуха — неизбежно. Появление на соединениях характерного налета (окиси) — тому первое подтверждение. В этом кроется и один из ответов на вопрос «почему греется минусовой провода от аккумулятора». Перечислим несколько способов устранения сульфатации:

  1. Зачистка контактов наждачной бумагой.
  2. Снятие окиси напильником или щеткой по металлу.

очистка клеммы для улучшения контакта

Существует также способы предотвратить реакцию окисления:

  1. Периодическая смазка. Оптимальные варианты – литол или солидол;
  2. Использование в качестве защиты специальной пасты или лака.

защита клемм от окисления для уменьшения нагрева

Улучшаем контакт и уменьшаем нагрев клемм

Даже в таком простом соединении, как провод–клемма аккумулятора есть свои сложности. Неплотное сопряжение токовыводящих штырей и проводов оставляет воздушную прослойку, провоцирующую рост сопротивления и возможность образования искры. Как избежать этого:

  1. Диаметр кольца клеммы должен быть достаточным для того, чтобы болтовое соединение обеспечивало плотный контакт.
  2. Даже при максимальном зажиме — между губками клеммы должен оставаться просвет. Это обеспечит надежность и даст гарантию при следующей затяжке.
  3. Во избежание проворачивания болта или гайки — зажим на аккумуляторе при их установке — желательно производить двумя ключами.
  4. Сам провод при соединении с клеммой должен находиться в запрессованном состоянии. Жгут лучше пропаять, чтобы исключить любую подвижность жил кабеля.
  5. Не допускается даже незначительное нарушение изоляции. Помните, что искры под капотом авто — предвестник большой беды.
Читайте так же:
Катушка отключения масляного выключателя

Какими должны быть кабели на клеммах

Каждый электрический провод и клемма на автомобиле должны быть стандартизированы и разрешены для применения на транспортных средствах. Практически все они имеют масло-, бензо- и термостойкую изоляцию, способную обеспечивать защиту при любой температуре и химическом воздействии.

Замена плюсовой клеммы АКБ

Замену контактных элементов рекомендуется проводить в отапливаемом помещении. При отрицательной температуре изоляционный слой на кабелях становится жестким и хрупким, что усложняет процесс восстановления. Для выполнения работ понадобится комплект ключей или головок, отвертка с плоским жалом и плоскогубцы. Дополнительно необходимо подготовить наждачную бумагу и канцелярский нож (для удаления слоя окислов и изоляции).

При покупке клемм следует учитывать разницу размеров деталей, предназначенных для отрицательного и положительного полюсов батареи.

Допускается восстановление работоспособности вытянутой клеммы путем установки дистанционной втулки, выточенной из меди. Деталь плотно надевается на контактный штырь аккумулятора, а сверху устанавливается провод с коммутационной насадкой. Методика используется в качестве временной меры, поскольку деформированная стенка не выдерживает нагрузки и разрушается.

Алгоритм замены положительной клеммы питания включает этапы:

  1. Снять с электропроводки изношенный контактный элемент, который удерживается болтом или зажимами (тип соединения зависит от модели автомобиля или года выпуска). Отрезать кабель не рекомендуется, поскольку оставшейся длины проводки не хватит для подключения к батарее. Для отворачивания крепежного элемента применяется гаечный ключ, закисшая резьба обрабатывается специальной жидкостью (WD40). Если необходимо разъединить зажим, то лепестки старой клеммы отгибаются отверткой с плоским лезвием.
  2. Осмотреть оголенный участок кабеля, при необходимости потребуется дополнительно очистить контакт от изоляции. Для удаления защитного слоя используется специальный инструмент или канцелярский нож. Рекомендуется обработать наждачной бумагой металлические жилы, удалив следы окислов и защитного лака. Если образовавшийся слой окислов не удаляется абразивным методом, то кабель промывается преобразователем ржавчины, который размягчает налет.

Разделка кабеля

Восстановление защитного слоя

На части машин используются литые свинцовые клеммы, токопроводящие жилы кабеля залиты в материал детали при изготовлении на заводе. В этом случае необходимо убедиться, что свободной длины проводки после отрезки старой детали хватит для установки новой клеммы. Для разрушения кабеля используется ножовка по металлу с мелкими зубьями.

Если производитель не заложил запаса длины, то потребуется установка нового участка электропроводки вместе с коммутационной колодкой.

Если при попытке пуска мотора или при дальнейшей эксплуатации автомобиля наблюдаются проблемы, то необходимо заменить и отрицательный контактный узел. На части автомобилей к клемме подключаются дополнительные электрические шнуры с индивидуальными контактными площадками. Рекомендуется проверить состояние соединительных элементов, поврежденные или окислившиеся узлы заменяются.

Ошибки водителей, которые влекут за собой окисление клемм

При исправной и штатно работающей электросистеме, плотно зажатых клеммах коррозировать выводы аккумулятора не должны.

Наличие окислов свидетельствует о неполадке, которую требуется исправить или о нарушениях правил эксплуатации АКБ.

Например, растрескивание корпуса рядом с выводами появляется из-за попыток чрезмерно затянуть контакты или попыток снять клемму, предварительно ее не ослабив.

Также корпус может треснуть от вибрации во время езды, если аккумулятор сидит в своем гнезде неправильно или не закреплен плотно и бьется о корпус моторного отсека.

Все основные ошибки водителей, приводящие к окислению контактов на аккумуляторах, представлены в таблице следующей таблице:

Описание ошибкиЧто наблюдаетсяЧто предпринять
Силовые кабеля имеют недостаточное сечениеНа клеммах плотный, тонкий налет. При включении стартера кабели греются, что ощущается рукой.Установить многожильные медные кабеля толщиной 16 кв. мм или больше, плотно затянуть их в местах соединений.
Падение уровня электролита, изменение его плотности до недопустимых значенийОкислы рыхлые, снегообразные. Возникают из-за интенсивно кипящего электролита. Аккумулятор быстро разряжается, с трудом тянет стартер.Проверить напряжение на батарее при простое и при работающем двигателе. Проверку уровня и плотности электролита проводить с регулярностью 10 тысяч км пробега.
Чрезмерное количество дополнительных электроприборов (магнитола, колонки, сигнализация, дополнительные фары и т.п.)Плотный слой окислов. Кабеля нагреваются. При выключенном двигателе напряжение на АКБ составляет 12,6 В, что говорит о недостаточном заряде.Заменить силовые провода на более толстые (на каждые 8 А силы тока должно быть дополнительный 1 кв. мм сечения). Аккумулятор не должен как недозаряжаться, так и перезаряжаться. Если мощности генератора стало не хватать для нормального питания электросистемы, то нужно поставить более мощную модель.
Клеммы плохо затянуты, аккумулятор не зафиксирован на своем местеПлохо работает стартер, могут слышаться щелчки и появляться искры на клеммах батареи. Окислы плотные, есть следы подгорания. Клеммы болтаются на выводах.Плотно, но не чрезмерно затяните клеммы, предварительно почистив мелкой наждачкой выводы и клеммы. Затяните планку, фиксирующую АКБ на посадочном месте.
Электролит попадает на корпус через трещины, сколы, вентиляционные каналыЕсть рыхлые окислы. Следы электролита или жирная грязь видны на крышке корпуса. При значительном количестве электролита могут быть повреждены находящиеся рядом детали из металла.Проверьте корпус на наличие повреждений. Проверьте напряжение батареи, уровень и плотность электролита. Промойте корпус аккумулятора слабым раствором соды.
Аккумулятор недозаряжается или перезаряжаетсяКоррозия на минусовой клемме при недозаряде. При перезаряде окисляется плюсовой контакт.Проверить напряжение на аккумуляторе и генераторе, подтянуть соединения.

О быстросъёмных клеммах на аккумулятор

Быстросъёмные клеммы делают из свинца, медного сплава или другого материала. Эти элементы лучше приспособлены к частому монтажу-демонтажу по сравнению со стандартными электротехническими клеммами.

Клеммы для зарядки аккумулятора позволяют легко и быстро отсоединить бортовую сеть автотранспортного средства без использования инструмента. Это предотвращает саморазряд источника электропитания. Такие виды клемм АКБ устанавливают взамен штатных изделий.

Правила отсоединения клемм

На батарее только две клеммы – минусовая и плюсовая. Вот тут и возникает вопрос: какую клемму снимать с аккумулятора первой?

Давайте сначала определимся с тем, куда ведут провода от каждого токовывода. Минусовая клемма подсоединена к массе – раме или кузовной части. Массой называют металлический остов машины. А вот плюсовой токовывод подключен к потребителям – стартеру, системе освещения и такой немаловажной для аккумулятора детали – генератору. Когда транспортное средство двигается, генератор вырабатывает энергию и производит подзарядку батареи.

Первой снимать нужно минусовую клемму. Нет – конечно, если сделать все наоборот, то из-за этого системы авто не выйдут из строя немедленно, и все же это приведет к серьезным проблемам через некоторое время. Порядок снятия клемм строго определен, и нарушать установленное правило не стоит, иначе автомобилю потребуется ремонт. А это сейчас недешевое удовольствие, особенно если вы живете в Москве или в другом крупном городе.

Что будет, если перепутать полярность аккумулятора

В простой электрической схеме устройство с ротором и статором способно работать с прямой и обратной полярностью. Это касается и стартера машины. Если он оснащен обмоткой, направление тока одновременно меняется на подвижной и стационарной части, сохранив изначальное направление вращения. В моделях с постоянными магнитами изменение полярности провоцирует обратное вращение. Это свойство знакомо каждому, кто пользуется электроинструментом с реверсом. Именно для этой цели автомобильный стартер дополнен шестеренчатым приводом включения (бендиксом), который не допускает неправильного раскручивания ДВС.

Но электросхема автомобиля намного сложнее. Она оснащена полупроводниковыми предохранителями и диодным мостом, которые пропускают ток только в одном направлении. При изменении полярности они препятствует движению электронов, оказывают избыточное сопротивление и перегорают. Аналогичные процессы происходят в проводах и электронике.

Можно выделить несколько основных угроз, которые характерны неправильной полярности АКБ:

  • короткое замыкание сети;
  • перегорание предохранителей;
  • возгорание авто;
  • потеря емкости и частичная переплюсовка батареи;
  • выход из строя ЭБУ;
  • поломка диодного моста генератора;
  • оплавление изоляции проводки;
  • выход из строя триггерной системы сигнализации.

Даже краткосрочное изменение полярности, которое прошло без видимых последствий сейчас, со временем может проявиться в виде участившихся поломок электроники, систем и узлов. Именно поэтому, если принято решение купить аккумулятор Bosch для автомобиля с обратной полярностью, нужно искать модель с правой клеммой «+». Для авто с прямой полярностью подойдет АКБ Bosch, Solite, Topla или Moratti с левым плюсом.

Электрические автосхемы рассчитаны на движение тока только в одном заданном направлении. Случайное изменение полярности разрушает защитные системы, провоцирует короткое замыкание, резкие скачки напряжения и сопротивления, сопровождаемые критическим нагревом токопроводящих элементов. Последствия могут быть как не очень значимыми в виде выгоревших предохранителей, так и глобальными, вплоть до разрушения платы ЭБУ и возгорания машины.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector