Bel-cable.ru

Блог инженера Электрика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство для выравнивания тока: понятное определение диодного моста, описание и сборка

Устройство для выравнивания тока: понятное определение диодного моста, описание и сборка

диодный прибор мост

Ранее мы уже разбирали приборы для распределения электричества по сети, такие как резисторы и накопители энергии.

Помимо них мастерам и любителям встречаются электро преобразовательные элементы и стабилитрон.

Разберем, что такое диодный выравниватель тока, его принцип работы и для чего оно служит.

Классический диодный мост

Стандартная схема диодного моста выпрямителя содержит в себе вместо одного диода и конденсатора четыре диода, объединенных изображенным на рисунке способом. Его можно условно разбить на два полупериода. В каждом полупериоде находится два диода, работающих в одном направлении, и два – запрещающих проход тока. Положительное напряжение приходит на анод VD1, отрицательное на катод VD3. Данные диоды открываются, а VD2 и VD4 — закрываются.

Когда положительный полупериод заменяется на отрицательный, происходит смена работоспособности. Положительное напряжение приходит на анод VD2, отрицательное — на катодный выход VD4. Происходит смена направлений, но ток идет в нужном направлении. Получается, что в подобной схеме частота возрастает в два раза, за счет чего удается добиться лучшего сглаживания, используя идентичный с первой схемой конденсатор. Благодаря этому возрастает коэффициент полезного действия устройства и падают возможные потери.

принцип работы диодного моста

Принцип работы классического моста

Изучая, как собрать диодный мост, не забывайте о том, что не обязательно спаивать его из четырех микроэлементов и подбирать соответствующий конденсатор. В большинстве случаев можно приобрести готовое решение в магазине, с подобранными параметрами и известными характеристиками. Достоинства подобной сборки в маленьких размерах, единых тепловых режимах и небольшом весе. Основной недостаток в том, что если выходит из строя один элемент, то приходится менять весь узел.

Читайте так же:
Генераторы с розеткой для сварки

Посмотрите обзорное видео с канала “Радиолюбитель TV”.

Принцип действия

Чтобы понять, как работает диодный мост, сначала ознакомимся с самой сутью эффекта выпрямления переменных напряжений.

Принцип действия классического выпрямительного моста на основе четырех диодов состоит в следующем:

  • При поступлении положительной волны сетевого напряжения на плюсовой вывод диода, подключенного к нагрузке, через нее проходит токовый сигнал той же полярности;
  • Одновременно с этим через другой диод из пары в мостике, подключение которого обратно первому, ток не проходит, так как его переход закрыт противоположным по знаку потенциалом;
  • Зато через него в свое время проходит полуволна обратной полярности, формирующая на выходе импульс тока того же направления, что и в первом случае.

Можно сказать, что для каждой полуволны входного напряжения предназначается свой диод, формирующий (после того, как подключить его к нагрузке) ток одного и того же направления.

Согласно теории электротехники наблюдаемый при том эффект означает его выпрямление.

Рассмотренный выше принцип работы диодного моста позволяет сделать следующие выводы:

  • В результате описанного процесса на выходе выпрямителя формируются токовые полуволны, имеющие одну и ту же положительную полярность (рисунок ниже);

Выпрямление в диодном мостике

  • Если посмотреть осциллографом сигнал на нагрузке мостика, можно увидеть пульсирующий постоянный ток в виде повторяющихся с частотой 100 Гц полуволн одной полярности;
  • Это значение (100 Гц) получается за счет удвоения сетевой частоты 50 Гц на выходе диодного выпрямителя;
  • Удвоение частоты объясняется тем, что каждую полуволну входного сигнала обрабатывает «свой» диод (точнее – их пара).

Дополнительная информация. После фильтрации получившихся после выпрямления пульсаций (она осуществляется посредством электролитических конденсаторов) на нагрузке получается выпрямленное напряжение.

Иногда с целью фиксации его наличия на выходе схемы последняя дополняется светодиодной индикацией. При загорании включенного через ограничивающий резистор светодиода можно быть уверенным в том, что на выходе появился постоянный потенциал.

Читайте так же:
Как подключить внешнюю электрическую розетку

Для трехфазной питающей линии должны использоваться специальные типы мостовых схем, выбираемых и включаемых с учетом особенностей энергоснабжения силовых установок. Всех желающих ознакомиться с тем, как работает трехфазный выпрямительный мост, отсылаем по следующему адресу http://hardelectronics.ru/shema-diodnogo-mosta.html.

Виды диодных мостов

На современных автомобилях используют диодные мосты на 6 или 8 диодов.

Шестидиодный мост используют в генераторах с любым способом подключения обмоток статора — треугольником или звездой.

Подключение обмотки к диодному мосту треугольником

Подключение обмотки к диодному мосту треугольником

Восьмидиодные мосты используются только при обмотке статора звездой, т.к. дополнительное силовое плечо здесь подключено к нулевой точке статора.

Подключение обмотки к диодному мосту звездой

Подключение обмотки к диодному мосту звездой

Это более мощные мосты: дополнительное силовое плечо повышает мощность генератора на 5-15%, зависит от оборотов двигателя.

И шести-, и восьмидиодные мосты могут быть:

  • только с выпрямительными диодами. Здесь обмотка возбуждения питается от напряжения, которое снято с силовых выпрямителей;
  • с 3-мя дополнительными диодами (9-ти или 11-ти диодные мосты). В этом случае питание регулятора и обмотки идет с вспомогательных диодов.

Схема моста на 8 диодов

Схема на 8 диодов

Кроме того, диодные мосты отличаются по конструкции, способу крепления диодов, бывают разборными и неразборными. В диодных мостах используются полупроводниковые выпрямители, лавинные диоды или диоды Шоттки.

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, принцип действия

устройство диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Для питания потребителей в бортовой сети автомобиля и обмотки возбуждения самого генератора во время работы двигателя, необходим электрический ток постоянного напряжения.

Функцию преобразования переменного тока, индуктируемого в обмотке статора генератора, в электрический ток постоянного напряжения выполняет его выпрямительный блок (диодный мост).

Диодный мост генератора автомобиля, устройство, принцип действия

Расположение диодного моста

Стандартно выпрямительный блок расположен в задней части генератора. Например, на генераторе 37.3701 он крепится к задней стенке его задней крышки.

Читайте так же:
Адаптер с семиконтактной розеткой
Устройство диодного моста генератора

На примере выпрямительного блока БПВ56-65-01 генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Выпрямительный блок состоит из двух алюминиевых теплоотводящих пластин, которые объединены в целую конструкцию через три изоляционные втулки при помощи заклепок. Одна пластина (нижняя) соединена с «массой», через корпус генератора, другая (верхняя) с «плюсом», через выводы обмоток статора. Плюсовая пластина имеет три контакта для присоединения выводов обмоток статора и вывод через который подается напряжение к потребителям (вывод «30»).

В каждую из пластин впаяно по три диода, т.е. три положительных диода (Д104-20) и три отрицательных (Д104-20Х), рассчитанных на ток не более 20А. Положительные и отрицательные диоды объединены попарно. Помимо этого имеются три дополнительных диода (КД223А), рассчитанных на 2А. Они установлены на пластмассовом держателе, и питают обмотку возбуждения генератора. Основные и дополнительные диоды объединены в общую шину, имеющую с одной стороны штекерный вывод (вывод 61 генератора) и вывод на регулятор напряжения с другой стороны. См. фото в начале статьи.

Принцип действия диодного моста генератора

Принцип действия диодного моста основан на свойстве диодов пропускать электрический ток только в одном направлении. Электрический ток попадает в диодный мост через крепящиеся к нему выводы обмоток статора. Он протекает через диоды в одном направлении. Но никак обратно. Поэтому ток получается постоянный (выпрямленный).

Неисправности выпрямительного блока генератора

Основных неисправностей всего две: «обрыв» и «короткое замыкание» диодов. При наличии «обрыва» диод перестает пропускать электрический ток, при «коротком замыкании» ток проходит в обоих направлениях – диод «пробит». Подробнее:

Применяемость выпрямительных блоков на автомобилях ВАЗ

— Генератор 37.3701 – выпрямительные блоки с двумя выводами (до 1996 года выпуска): БПВ-56-65-01, БПВ-56-65-02Б, с одним выводом (вывод «61» на корпусе моста): БПВ-56-65-02Г.

Читайте так же:
Звукоизоляция стен что делать с розетками
Примечания и дополнения

— Электрический ток переменного напряжения – ток, изменяющийся по величине и направлению через равные промежутки времени.

— Электрический ток постоянного напряжения – ток, не изменяющийся по величине направлению в течении всего времени.

— Диод (полупроводниковый) – электронный прибор, состоящий из пластин кремния или магния имеющих определенные свойства. Если к его положительному выводу (анод) подсоединить «плюс», а к отрицательному (катод) «минус», то по нему потечет электрический ток в одном направлении (диод открыт). Если полярность поменять местами, то ток не пройдет (диод закрыт).

Почему перегорает диодный мост

Существует много ситуаций, которые могут привести к поломке диодов. Однако к наиболее часто встречающимся поломкам можно отнести следующие:

  • плата была залита водой;
  • грязь совместно с моторным маслом проникла внутрь моста и привела к замыканию;
  • произошла переполюсовка контактов на аккумуляторной батарее.

Специалисты рассматривают несколько вариантов проверки работоспособности, выпрямителя тока генератора. Первый способ подразумевает использование мультиметра. Во втором случае достаточно стандартной автомобильной лампочки.

Проверка

С помощью мультиметра проверить исправность очень легко. Нужно:

  • Положительный щуп мультиметра приложить у плюсовой диодной шине;
  • То же проделать с отрицательным щупом и выводом диода «-»;
  • Эта проверка при исправности диодного моста должна выдать близкие к бесконечности показания. Если это не так – есть неисправности, нужна замена;
  • Теперь меняем щупы местами (прикладываем плюс к минусу и наоборот) ;
  • Смотрим на показания. При исправном узле показания должны быть несколько сот Ом;
  • Чтобы проверить дополнительный диод, производят те же действия, что описаны выше.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector